drowsy_fly написал(а):

http://uploads.ru/t/Q/i/E/QiEnf.jpg

Трудно представить, но дуэли, которые казались мне прежде сугубо мужским занятием, были и излюбленным способом выяснения отношений у женщин.
Хотя прекрасно понимаю, что причин вызова на дуэль у них (нас!) может быть куда больше, чем у мужчин. Трудно представить себе поводом для вызова на дуэль мужчины небрежно брошенную ему фразу: " А Вы, милорд, подурнели!" или похожую ткань на камзоле. А между тем одинаковое платье или одинаковые любовники, косой взгляд, уничижительная или даже незначительная фраза-все это могло стать причиной для смертоносного поединка между двумя прелестницами во все времена.
Отсчет хроники женских дуэлей можно было бы вести с древних времен, когда царил матриархат. Можно вспомнить и женщин-гладиаторов в Древнем Риме, оказывается, были и такие.
Но первые достоверные, а значит документированные сведения о женских дуэлях относятся к XVI веку. Так, в хронике миланского женского монастыря Св. Бенедикты упоминается, что 27 мая 1571 года в монастырь прибыли две знатные сеньориты. Они попросили у настоятельницы разрешения помолиться в отдельной комнате. Запершись в ней, сеньориты выхватили кинжалы и бросились друг на друга. Когда перепуганные шумом монашки ворвались в помещение, то перед ними открылась ужасающая картина: на полу лежали две окровавленные дамы, одна из которых была мертва, а вторая умирала.
Пик моды на дамские дуэли пришелся на середину XVII века.
Пожалуй, самой легендарной женской дуэлью считается поединок между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк осенью 1624 года. Не поделив любовь некоего Армана дю Плесси, дамы, вооружившись шпагами и пригласив секунданток, отправились в Булонский лес, где и сразились. Дуэль закончилась победой графини, которая ранила свою соперницу в ухо. Этот поединок не был бы каким-то особенным, если бы Арман дю Плесси не стал впоследствии самым известным кардиналом Франции- кардиналом Ришелье, в записках которого так нескромно упоминается данный случай.
В XVII-XIX вв. во Франции, Италии, Англии и Германии женщины скрещивали шпаги или вскидывали пистолеты практически по любому поводу. Из десяти дуэлей между женщинами восемь имели смертельный исход (для сравнения: мужские дуэли завершались убийством в четырех случаях).
Женские дуэли, в отличие от мужских, не имели правил. По ходу дуэли к сражающимся соперницам нередко присоединялись и их секундантки; дуэлянтки смазывали кончики шпаг ядами, стрелялись на пистолетах до тех пор, пока кто-либо не падал замертво... При этом нередко за поединком наблюдал и тот, чьего расположения так отчаянно добивались соперницы...
В июне 1744 года немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская (будущая императрица Екатерина II) получает вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Анхальт. Дрались на шпагах в спальне Софьи. А вот что не поделили эти две пятнадцатилетние девочки, неизвестно.
С восшествия на престол Екатерины II начался российский бум женских дуэлей. Русские придворные дамы дрались с упоением. Но Екатерина была жесткой противницей смертельных исходов. Ее лозунгом были слова: "До первой крови!", а посему во время ее правления было всего три случая гибели дуэлянток.
Одной из самых неожиданных дуэлянток была княгиня Екатерина Дашкова, сподвижница Екатерины, первая женщина-президент Российской Академии. В 1770 г. в Лондоне, в доме графини Пушкиной, жены российского посла она повздорила с герцогиней Фоксон, считавшейся одной из образованнейших женщин Англии. После получасовой беседы между дамами завязался горячий спор, в пылу которого герцогиня употребила непечатное идиоматическое выражение. Дашкова не стерпев этого, подошла к Фоксон и влепила той пощечину... Графиня Пушкина опомнилась лишь, когда соперницы потребовали шпаги. После безуспешных попыток примирить женщин, она все-таки вручила им оружие и провела в сад. Поединок длился недолго и завершился ранением Дашковой в плечо.
В 1787 г., когда Дашковой было 39 лет, она вызвалась заменить своего любимого сына Павла на предстоящей дуэли на шпагах с офицером лейб-гвардии Преображенского полка Петром Иевлевым. И неизвестно, чем бы этот поединок закончился, если бы его не запретила сама Екатерина, повелев Иевлеву принести извинения.
После эпохи Екатерины II женская дуэль в России претерпела сильные изменения.
Российские женщины полюбили дуэли. В XIX в. приютом женских вооруженных поединков стали дамские салоны Петербурга. В записках французской маркизы де Мортене, посещавшей Санкт-Петербург в то время говорится: "Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость направленную на уничтожение соперницы".
И все-таки, в отличие от француженок, русские дамы редко доводили поединок до смертоубийства, да и в отличие от своих европейских подруг, они дрались одетыми. В начале XIX во Франции вошли в моду дуэли, на которых женщины дрались в полуобнаженном виде, а в последствии и полностью обнаженные. Более целомудренные немки дрались только обнаженными по пояс. Из-за этого поединки приобрели некоторую пикантность и большую жестокость: лишившись защиты своих плотных корсетов и необъятных платьев, дуэлянтки полагались только на собственное мастерство и удачу.
История между двумя помещицами Орловской губернии, Ольгой Петровной Заваровой и Екатериной Васильевной Полесовой могла бы стать сюжетом драматического "женского романа". В июне 1829 года, женщины сильно рассорились и причина этой ссоры неизвестна: то ли они не сошлись во мнении, как правильно варить крыжовенное варенье, то ли не поделили любовь заезжего штабс-офицера. Крупная ссора привела к дуэли. Вооруженные саблями своих мужей и в сопровождении секунданток, молоденьких гувернанток-француженок, а также своих 14-летних дочерей, соперницы встретились в березовой роще. Итог дуэли- Ольга Петровна от тяжелой раны скончалась на месте, а ее соперница -днем позже. Но самое трагическое в этой истории- ее продолжение через пять лет.
В той же березовой роще шпаги скрестили две девятнадцатилетние девушки - дочери бывших соперниц. Секундантками были все те же гувернантки. Итогом поединка стала смерть Анны Полесовой, а ее соперница Александра Заварова впоследствии занесла эту историю в свой дневник.
Как мы видим, женские дуэли и в России, и в Европе не были редкостью. Но если в Европе писали картины и романы на эту тему, то русская литература и живопись обходят женские дуэли молчанием, хотя традиционная дуэль между мужчинами сквозной темой проходит через литературные произведения XIX в. Не оттого ли мы так мало знаем о них?
Экзотикой для России считалась и дуэль между женщиной и мужчиной, хотя в просвещенной Европе такие поединки были в порядке вещей.
Впрочем нет, один пример такой дуэли описал А. П.Чехов в своем милом водевиле "Медведь". Он был блистательно экранизирован в 1938 г. Исидором Анненским, а главные роли в нем сыграли М. Жаров и О. Андровская. Сюжет незатейлив, и дуэль между соседями-овдовевшей помещицей "с ямочками на щеках" и грубияном, приехавшим к ней выбивать долги покойного мужа, заканчивается "продолжительным поцелуем". Жаль только, что такой финал в настоящих дуэлях между мужчиной и женщиной был редок...